+7 (495) 374-67-73, +7 (962) 986-96-80
tahospec@mail.ru, info@tacho-speed.ru

Закон о тахографах

Закон о тахографах – это основа для установки прибора на автомобиль, в нем описаны основные характеристики приборов, которые обязательны для автомобилей разных категорий и указаны транспортные средства, не попадающие под обязательную установку тахографов. Применение тахографов на территории РФ обязательно для грузовиков и пассажирских автомобилей, которые передвигаются в на территории страны или ведут деятельность по международным перевозкам.

Тахограф – это прибор, позволяющий вести контроль и учет рабочего времени водителей, которые занимаются перевозками различных грузов или пассажиров. К тому же такой прибор осуществляет полный контроль соответствия правилам дорожного движения и служит существенной мерой предотвращения ДТП. Это не такое уж дешевое устройство, поэтому все, кто собирается установить такой прибор на автомобиль, прежде всего, должны узнать, какие тахографы разрешены в России.

Одним из первых законов, который упоминает о необходимости контроля маршрута, графика движения автомобилей, а так же учете рабочего времени водителя и времени отдыха, является ФЗ №196 от 10.06.1995 «О безопасности дорожного движения». Нормативный акт впервые озвучил такие требования, но еще не имел четких предписаний про использование конкретных приборов.

Автомобильный закон о тахографах № 78 ФЗ от 14.06.2012 (ст. 20, п.1) гласит, что: «физические и юридические лица, работающие на территории РФ, использующие в своей деятельности автомобили, обязаны выполнять ряд условий. А именно: установить на автомобили необходимые контролирующие технические средства (тахографы), которые смогут обеспечить непрерывную, не поддающуюся корректировкам фиксацию детальной информации позволяющей отследить маршрут движения автомобилей и скорость. Прибор так же должен фиксировать режим труда и отдыха водителей автомобилей. Требования к приборам контроля, разновидности транспортных средств на которые их установка обязательна, порядок оборудования приборами автомобилей, правила их использования и обслуживания, а так же контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ».

Автомобильный закон о тахографах гласит, что с 23.01.2012 обязательным условием при осуществлении перевозок пассажиров или опасных грузов стала установка тахографа. Подтверждением этому служит последняя редакция Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Установка цифрового тахографа стала обязательной уже с 01.04.2013г. на территории РФ, для всего колесного транспорта, который принадлежит юридическим лицам или частным предпринимателям, включая газели и такси. Федеральный закон о тахографах № 78-ФЗ от 14.06.2012 (ст.1, ст.12) подробно описывает все принятые нормы.

Приказ № 36 от 13.02.13 Министерства транспорта РФ (Приложение 2) гласит, что тахографами должны быть оборудованы определенные виды и категории автомобилей, которые эксплуатируются на территории РФ:
  • категория M2 – пассажирские автомобили или автобусы, которые имеют свыше 8 сидячих мест, без учета места водителя. Максимальная масса таких автомобилей не больше пяти тонн;
  • категория M3 - пассажирские автомобили или автобусы, которые имеют свыше 8 сидячих мест, без учета места водителя. Максимальная масса таких автомобилей не больше пяти тонн;
  • категория N2 – грузовые автомобили весом 3,5-12 тонн, которые предназначены для перевозки грузов;
  • категория N3 - грузовые автомобили массой свыше 12 тонн, которые предназначены для перевозки грузов.

Одним из основных требований закона о тахографах так же стало наличие криптографической защиты (СКЗИ).

Закон трудового кодекса от 30.12.2001 №197 ФЗ подробно описывает условия труда наемного персонала. Режим работы водителя по тахографу очень легко отследить, таким образом, становится понятно, нарушает ли законодательство работодатель в отношении персонала.

Приказ № 273 Минтранса РФ от 21.08.2013 говорит об обязательной установке тахографов, оснащенных СКЗИ на все категории указанных ниже транспортных средств:
  • Тахографы на грузовые автомобили, которые осуществляют деятельность по перевозке опасных грузов (категории N2, N3), должны быть установлены до 01.04.2014.
  • Тахографы на автобусы пассажирские категорий M2, M3 и грузовики категории N3 с весом не выше 15 тонн, осуществляющие международные перевозки – до 01.07.2014.
  • Тахографы с 1 сентября 2014года с системой СКЗИ обязательно должны быть оборудованы на грузовики, относящиеся к категории N3 и осуществляющие перевозки неопасных грузов.
  • Тахографы на грузовые автомобили категории N2, осуществляющие перевозку неопасных грузов, должны быть установлены до 01.04.2015.

Положение о тахографах 2014 гласит, что для грузовиков и пассажирских автомобилей, которые были оборудованы приборами старого образца, необходимо осуществить замену на устройства с наличием СКЗИ до 01.01.2018.

Штрафы

Закон о тахографах 2014 с внесением поправок вступил в силу с 1 сентября. Предусмотрены штрафные санкции за отсутствие тахографа на автомобилях в установленном порядке.

Согласно ст. 11.23 КоАП РФ. Закон о тахографах 2014 предусматривает административный штраф за управление автомобилем без наличия тахографа или при неисправном приборе, в размере 1-3тыс. рублей физическим лицам, а юридическим лицам – 5-10тыс. рублей.

Закон о тахографах для грузовиков (приказ № 273) подробно описывает все нормы и вес всех автомобилей по категориям, которые подлежат обязательному оснащению приборами. А так же в документе четко прописаны конечные сроки первичной установки, для тех, у кого приборы старого образца, замену нужно осуществить до 01.01.2018.

Закон о тахографах для грузовиков имеет целый список автомобилей, которые не подлежат обязательному оснащению приборами, подробно представлен весь перечень транспортных средств, в приказе № 470.

Исходя из приказа №470 от 17.12.2013, существенно увеличен список категорий и видов автомобилей, которые не подлежат оборудованию тахографами:
  • Троллейбусы грузовые и пассажирские.
  • Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, а так же автомобили, оборудованные кранами-манипуляторами. Автомобили скорой мед. помощи, пожарные автомобили, автоэвакуаторы, для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства, используемые в коммунальном хозяйстве и для содержания дорог, для перевозки денежной выручки и ценных грузов, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, передвижные репортажные телевизионные студии, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские.
  • Транспортные средства, которые зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
  • Автомобили органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
  • Автомобили, которые попадают под нормы установки тахографов, но с момента их выпуска прошло уже 30лет и больше. Пассажирские автомобили и грузовики, не предназначенные для коммерческой деятельности, а так же имеют оригинальный двигатель, раму и кузов. А так же транспортные средства в оригинальном состоянии (реставрация или бережное хранение), за которые не осуществляется утилизационный сбор.

Нормативный документ в обязательно порядке предусматривает осуществление контроля приборов транспортными предприятиями и мастерскими.

Комментарии к закону о тахографах специалистов разъясняют, что в нормативных документах четко прописаны сроки и требования для автомобилей, на которых обязательно должны быть тахографы с СКЗИ. К тому же существенно расширен список автомобилей, не попадающих под обязательную установку приборов. В нормах и законах 2013-2014 годов четко прописан порядок установки тахографов для всех категорий автомобилей. К тому же описаны сроки замены приборов на автомобили, которые ранее были оснащены приборами старого образца. Установлены штрафы за нарушение предписанных норм.

Цифровые тахографы с наличием СКЗИ должны были бы стать обязательными, начиная с 16.06.2010. Согласно европейской системе цифровой тахографии в РФ и при международных перевозках должны были быть установленные цифровые приборы нового образца, к обозначенному сроку инфраструктура цифровой тахографии была еще не готова в России и во многих других странах. Выдача карт к цифровым тахографам ЕСТР началась уже в конце 2010.

Отличие цифровых приборов от аналоговых предшественников существенно отличается по уровню защиты. На новых устройствах идет запись информации в цифровом варианте непосредственно на саму карточку водителя и сразу же осуществляется передача на сервер предприятия. Взлом таких приборов практически не возможен.

Список разрешённых тахографов

В России есть ряд тахографов, которые разрешены для использования и подлежат внесению в реестр ФБУ «Росавтотранс» исходя из Приказа Минтранса России №36 от 13.02.2013г. Сейчас в реестре ФБУ «Росавтотранс» находится 8 моделей устройств:
  • "ШТРИХ-ТахоRUS" SM 10042.00.00-13;
  • "КАСБИ DT-20M", производитель - КЗТА;
  • "Меркурий ТА-001", производитель - Инкотекс;
  • "DTCO 3283", производитель - VDO;
  • "ТЦА-02НК", производитель - ЗАО "Измеритель-Авто";
  • "Drive5", производитель - АТОЛ;
  • "ШТРИХ-ТахоRUS" SM 100.42.00.00.14;
  • "EFAS V2 RUS", производитель - ООО "ИНТЕЛЛИК РУС"